Автобусы МАЗ 103
Базовые характеристики МАЗ 103
Габаритные размеры:(мм) 11985/2500/2838Количество мест для сидения: 21/24/25/28/34/36
Общая пассажировместимость: 90/100 человека
относится к городскому классу и используется для пассажирских перевозок с высоким уровнем комфорта
Двигатель | КПП | Дверей | Вместимость |
Mercedes-Benz OM 906 LA (Euro-5, 286 л.с.) | КП ZF 6S 1200 BО, 6-ти ступ. | 5+1 | Мест для сиденья - 20, номинальная - 100 |
Комплектация: Мест для сиденья 21/24/25/28, общая вместимость100/93 система книлинга, ПЖД 30кВт+2,2 кВт, радиооборудование, стеклопакеты |
|||
Городской полу - низкопольный автобус с двигателем MAN Евро-5 мощностью 286 л.с. Уровень пола в передней части (360 мм) поднимается от средней двери к моторному отсеку до 580 мм. |
Двигатель | КПП | Дверей | Вместимость |
Mercedes-Benz OM 906 LA (Euro-5, 286 л.с.) | АКП Voith Diwa D 854.5С, 4-x ступ | 5+1 | Мест для сиденья - 20, номинальная - 100 |
Комплектация: Мест для сиденья 21/24/25/28, общая вместимость100/93 система книлинга, ПЖД 30кВт+2,2 кВт, радиооборудование, стеклопакеты |
|||
Городской низкопольный автобус с двигателем MAN Евро-5 и автоматической коробкой производства Voith |
Двигатель | КПП | Дверей | Вместимость |
Mercedes-Benz OM 906 LA (Euro-5, 286 л.с.) |
АКП Allison T325 w/Ret |
5+1 |
Мест для сиденья - 20, номинальная - 100 |
Комплектация: Мест для сиденья 21/24/25/28, общая вместимость100/93 система книлинга, ПЖД 30кВт+2,2 кВт, радиооборудование, стеклопакеты |
|||
Городской полу - низкопольный автобус с двигателем MAN Евро-5 мощностью 286 л.с. Уровень пола в передней части 360 мм поднимается от средней двери к моторному отсеку до 580 мм. |
Двигатель | КПП | Дверей | Вместимость |
Mercedes-Benz OM 906 LA (Euro-5, 286 л.с.) |
КП ZF 6S 1200 BО, 6 ступ |
3+1 |
Мест для сиденья - 32, номинальная - 88 |
Комплектация: Мест для сиденья 25/28, общая вместимость 100/93 система книлинга, ПЖД 30кВт+2,2 кВт, радиооборудование, стеклопакеты |
|||
Пригородный большой полу - низкопольный автобус с двигателем Евро-5 мощностью 286 л.с. Уровень пола в передней части 360 мм поднимается к моторному отсеку до 580 мм. |
Двигатель | КПП | Дверей | Вместимость |
Mercedes-Benz OM 906 LA (Euro-5, 286 л.с.) |
АКП Voith Diwa D 854.5С 4 ступ |
3 (+1) |
Мест для сиденья - 32, номинальная - 88 |
Комплектация: система книлинга, ПЖД 30кВт+2,2 кВт, радиооборудование, стеклопакеты |
|||
Пригородный большой полу - низкопольный автобус с двигателем Евро-5 мощностью 286 л.с. Уровень пола в передней части 360 мм поднимается к моторному отсеку до 580 мм. |
Двигатель | КПП | Дверей | Вместимость |
Mercedes-Benz OM 906 LA (Euro-5, 286 л.с.) |
АКП Allison T325w/Ret, 6 ступ |
3 (+1) |
Мест для сиденья - 32, номинальная - 88 |
Комплектация: система книлинга, ПЖД 30кВт+2,2 кВт, радиооборудование, стеклопакеты |
|||
Пригородный большой полу - низкопольный автобус с двигателем Евро-5 мощностью 286 л.с. Уровень пола в передней части 360 мм поднимается к моторному отсеку до 580 мм. |
Двигатель | КПП | Дверей | Вместимость |
Mercedes-Benz OM 906 LA (Euro-5, 286 л.с.) |
АКП Allison T325 R, 6 ступ |
3+1 |
Мест для сиденья - 32, номинальная - 88 |
Комплектация: Мест для сиденья 25/28, общая вместимость 100/93 система книлинга, ПЖД 30кВт+2,2 кВт, радиооборудование, стеклопакеты |
|||
Пригородный большой полу - низкопольный автобус с двигателем Евро-5 мощностью 286 л.с. Уровень пола в передней части 360 мм поднимается к моторному отсеку до 580 мм. |
История создания серии автобусов
нового автобуса начинается в далеком 1992 году. Тогда завод МАЗ, известный в мире как производитель широкого спектра грузовых автомобилей, не имел опыта разработок пассажирского транспорта. Заключенный договор с известным немецким производителем Neoplan о кооперации в производстве позволил Минскому заводу получить лицензию на производство и необходимые технологии, что существенно сокращало сроки и стоимость разработок на начальном этапе.
Этот шаг для молодой республики был не из области имиджа, и даже не в области экономической – свой автобус стал жизненной необходимостью, поскольку широко распространенный в те годы в СССР венгерский Икарус с распадом СЭВ начал сворачивать производство и поставки в страны СНГ, в том числе, и в связи со сложной экономической ситуацией в республиках бывшего СССР в том числе и с валютой. Износ стремительно выводил автобусный парк «икарусов» из эксплуатации. Потребовалась замена, причем экономически эффективная и оперативная.
В результате крупнейший машиностроительный завод успешно освоил самостоятельное производство и уже в 1993 г. с конвейера сошли первые шесть белорусских автобусов, которые являлись копией базовой модели. Однако итоговая стоимость собранных автобусов оказалась существенно высокой – порядка 200 тыс. долл., что делало проект нежизнеспособным, тем более, что бывшие республики СЭВ стремились «подешевке» скинуть свои старые «икарусы». Плюс срок эксплуатации техники в условиях неидеальных дорог оказался низким. И в результате началась адаптация под местные условия и местные комплектующие.
Итогом работы стал запуск в 1996 г. в серийное производство низкопольного автобуса МАЗ 103. Благодаря сведению импортных комплектующих к минимуму (до 10 %) цена оказалась ниже конкурентов более чем в два раза, снизилась и стоимость владения, повысилась ремонтопригодность и срок службы в условиях эксплуатации Беларуси и стран СНГ.
Нужно отметить также, что Маз 103 стал первым низкопольным автобусом, произведенным на территории стран СНГ. Он получился вместительным, безопасным и комфортабельным – отвечающим мировым стандартам, благодаря чему завоевал популярность и за пределами Республики Беларусь.
Технические характеристики | |
---|---|
Двигатель: | Mercedes-Benz OM 906LA, DEUTZ BF6M.1013EC |
Мощность двигателя, кВт (л.с.): | 170(231), 174(237) |
Коробка передач: | ZF, Voith Diwa |
Подвеска передней/средней/задней оси: | независимая/зависимая пневматическая с телескопическими амортизаторами |
Ведущий мост: | жесткая балка с двойной разнесенной передачей |
Колеса: | дисковые, 8.25*22.5 |
Шины: | 11/70R22.5 |
База, мм: | 6140 |
Габаритные размеры, мм: | 11985/2500/2838 |
Распределение массы и нагрузок | |
---|---|
Полная масса, кг: | 18000 |
Количество мест для сидения: | 21, 24, 25, 28 |
Номинальная вместимость, чел: | 70-80 |
Допустимая нагрузка на переднюю ось, кг: | 6500 |
Допустимая нагрузка на среднюю/ заднюю ось, кг: | 11500 |
Технические особенности
Схема шасси автобуса выполнена по классической схеме, с задним ведущим мостом, с коническим редуктором.
МАЗ-103 сегодня уже представлен в нескольких модификациях - для пригородных пассажирских перевозок, с разным числом дверей (без задней двери), с разным числом сидячих мест, и с разной вместимостью.
Расположение сидений автобуса МАЗ 103 выполнено по трехрядной схеме – сдвоенные слева и одиночные справа. Напротив средней двери расположена накопительная площадка.
Водительская кабина с эргономическим расположением органов управления, с комфортным креслом и настраиваемой рулевой колонкой. Приборная панель не имеет изысков, но выполнена на современном уровне и полностью соответствует задаче надежного и комфортного управления.
Исторически автобус начинал комплектоваться двигателями Минского Моторного Завода, мощностью 230 л.с. Они были излишне большими, тяжелыми, мощности не хватало, а шум как раз был выше желаемого. По этим причинам в начале 2000-х на автобусы МАЗ 103 устанавливались двигатели Renault - более надежные и мощные (250 л.с.), также были модификации DEUTZ, Mercedes.
Силовые установки линейки
В настоящее время устанавливаются только двигатели производства Mercedes-Benz (286 л.с. или 326 л.с.). Агрегаты известного производителя из ФРГ отличаются высокой степенью надежности и экономичности и соответствуют более строгим экологическим нормам (Евро-5).
По коробкам передач изначально автобус оснащался 6-ступенчатой собственного производства, однако она не совмещалась с рядом двигателей, что заставило конструкторов искать другие варианты, в результате большинство автобусов стало комплектоваться 5-ступенчатой КПП Praga. В последнее время предлагаются конфигурации с механической КПП производства ZF либо автоматической фирмы Voith или Allison.
Длительный опыт эксплуатации модели показал её надежность и экономичность. Низкая сравнительная стоимость эксплуатации и стоимость запасных частей. К тому же запасные части можно заказывать через развитую систему официальных дилеров завода.
Цена МАЗ 103 на конец 2015 года составляет от 6 500 тыс. рублей за новый автобус.
Базовые элементы комплектации серии
- Независимый жидкостный подогреватель двигателя 30кВт Webasto, используемый для предпускового подогрева двигателя и отопления салона
- Независимый воздушный отопитель кабины водителя 2.0-2.2 кВт(Webasto или Eberspacher)
- Атиблокировочная система тормозов ABS
- Противобуксовочная система ASR
- Раиооборудование без магнитолы: микрофон, усилитель и 4 громкоговоителя
- Термошумоизоляционное покрытие потолка
- Антикоррозийная обработка днища и скрытых полостей
- Откидной трап для заезда инвалидной коляски
- Оборудование и крепление для одной инвалидной коляски
- Система принудителного наклона кузова "Книлинг"
- Сидение водителя на пневмоподушке, регулируемое, производства ОАО "МАЗ"
- Износостойкое покрытие "Грабиол"
- Оцинкованный лист на бортах и крыше
- Кнопки требования остановок
- Ввинчиваемые буксирные вилки
- Перегородка, отделяющая от салона рабочее место водителя и разделяющая дверной проем на две части, без выхоа в салон
Достоинства и недостатки
К достоинствам модели нужно отнести помимо выше перечисленного высокую обзорность в кабине водителя и высокую маневренность.
Благодаря низкому полу высадка и посадка пассажиров производится быстро и удобно, сокращается время остановки.
К недостатку автобуса можно отнести большие габариты двигателя, расположенного в задней части салона, из – за чего не удалось осуществить бесступенчатый вход, одинаково низкий для всех трех дверей. В результате высота уровня пола для задней двери составила 580 мм, против 360 мм для передней и средней. Также для задней двери образовалась ступенька высотой 220 мм.